Проблема кредитования малого и среднего бизнеса

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса

Ни первый год в России существует проблема кредитования малого и среднего бизнеса, но на данный момент она так и не решена. Согласно данным Минэкономразвития, год назад необходимость в кредитах оценивалась в 700-800 млрд. руб. На самом же деле выдали займов на сумму, не превышающую 250 млрд. руб. — лишь 30% от нужного объема. При этом, существует некое противоречие: предпринимателям деньги, и финансовые учреждения не против им их дать, но провели опрос некоторых представителей малого и среднего бизнеса, и получили любопытный результат: только 12% бизнесменов постоянно пользуются банковскими кредитами. Странно, не правда ли?

Что же является причиной появления такой ситуации?

У банкиров на этот счет есть два мнения. Согласно первому, большинство представителей малого и среднего бизнеса работают по «серым» схемам, что позволяет им получать высокий доход со своих предприятий, но при этом платить меньше налогов. А для того, что бы взять кредит, им придется «выйти из тени». Это повлечет за собой снижение прибыли и потерю конкурентных преимуществ.

Согласно же второму мнению, бизнесмены не пользуются кредитами из-за финансовой безграмотности. Иными словами, они не знают на что потратить полученные деньги.

Предприниматели же считают иначе. По статистическим данным, около 15% бизнесменов не хотят брать кредиты из-за высоких процентных ставок. Чуть более 20% предпринимателей не нравится требование банков предоставить поручителя для получения заема. И, наконец, около 25% не желают предоставлять залог. Это связано с тем, что стоимость активов предприятий малого бизнеса не очень большая. Есть, конечно, беззалоговые кредиты, но суммы, выдаваемые там настолько незначительны, что даже «малому» предприятию они не подойдут, а о среднем и говорить нечего.

По данным экспертов, у примерно 70% банков есть свои программы кредитования. Но у них можно выделить одно слабое место: нет универсальной системы оценки предпринимателей, готовых взять кредит. Например, в странах Европы и США такая система уже разработана и автоматизирована. Называется скоринг. Это балльная система оценки способна определить целесообразность кредитования того или иного предприятия. Главным плюсом данной системы является возможность отсеять субъективные факторы, способные повлиять на оценку. В России же всем этим занимаются люди, следовательно, вряд ли оценка будет объективна.

Что может повлиять на баллы, увеличив или уменьшив таким образом шанс получения кредита?

Главное условие, не соблюдая которое кредит получить практически невозможно, это регистрация и занятие предпринимательской деятельностью в регионе, где расположено финансовое учреждение, как минимум полгода. Второе условие не менее важное — у кредитора не должно быть просроченной задолженности по кредитам, которые были взяты раньше. Третьим условием является наличие постоянного дохода. Так же предприятие должно быть легитимным и не иметь проблем с законом.

Банки могут поощрять постоянных клиентов. К примеру, упростить для них получение кредита, снизить процентную ставку.

Обобщив все это, заметим, что шанс получить заем есть у предприятий, которое находится на рынке не меньше 6 месяцев, приносит постоянный доход и активно развивается. Говоря о кредитовании малого и среднего бизнеса, стоит отметить необходимость улучшения системы оценки предприятий, уменьшения процентных ставок и так далее. Но не глядя на то, что объемы кредитования в России растут, европейских показателей они достигнут, по мнению экспертов, только через 10 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *